История моды: древная Греция

В древней культуре человеческое тело в первый раз стало рассматриваться как зеркало, отражающее единcтво и совершенство мира. Римский конструктор Марк Витрувий Поллион, 25 г. до н. э., на примере тела человека стремился показать особенности хоть какого совершенного творения, сделанного человеком. Эти особенности: закономерность, организованность, пропорциональность, симметричность, необходимость. Эти 5 особенностей отличали и одежку старой Греции. Закономерность определялась шириной ткацкого станка, на котором ткался материал. Этот материал не кроился и не сшивался, ткань только вертикально собиралась в складки, которые напоминали каннелюры греческих колонн. Организованность либо устройство одежки диктовались, с одной стороны, материалом, с другой, модой той эры. По канонам моды тех пор платьице не кроили. Сшитого костюмчика, в современном смысле этого слова, греческая одежка не знала. Пропорциональность одежки выражалась в её гармоничности и уравновешенности. Все следовали лозунгу, сформулированному когда-то в Греции, — «все в меру». И никогда тут не было престижной эксцентричности, которая нарушила бы пропорции и гармонию одежки. Симметрия платьица определялась не только лишь прямоугольным кусочком материи, из которого оно делалось, да и его осознанием. Одежка полностью подчинялась естественным линиям тела человека и прибыльно их оттеняла. И последнее требование Витрувия — необходимость — соблюдалось. «Весьма приятно созидать отлично подогнанную обувь… и одежку, удовлетворяющую потребностям хозяев…» — гласит греческий философ Ксенофон. Из его сообщения вытекает, что разделение одежки по потребностям само собой предполагалось, и произведения искусства тех пор являются тому подтверждением.

История развития древней одежки, которую мы смотрим в течение долгого времени — от эры минойской культуры, через Грецию Перикла к периоду эллинизма — указывает, что требования, сформулированные Витрувием, были крепко заложены. сначала, в материале, который определял покрой, декорации и предназначение одежки. Самая старая одежка, как её изображает статуя, появившаяся еще под египетским воздействием, представляет собой очень томную драпировку, которая прячет тело человека. Это была грубая шерстяная ткань, которую, по сообщению греческого историка Геродота, кустарным методом выделывали дорийцы. Гомер обрисовывает одежку из этого материала, как «лохматый плащ», который еще нельзя было задрапировать в мягенькие складки. Эта женская дорическая одежка, возможно, самый старый тип греческого платьица. Изготовлялась она из шерсти и называлась пеплос, который был очень тяжел. Сделать одежку грациозной и легкой позволяет только тонкое полотно, которое пришло на замену шерсти. Полотняная одежка позволяет увидеть легкое прикосновение ткани к телу, объемность которого становится более видимой.


Геродот упоминает об ионическом хитоне, который вытеснил старомодный шерстяной дорический пеплос. Эту одежку одевали прямо на нагое тело. Этот рубашкообразный, маленький, скрепленный на плечах застежками хитон носили рабочий народ, вояки и молодежь; длиннющий же вариант той же одежки носили дамы, старики, муниципальные деятели и аристократы. Гомер обрисовывает его как «изысканную, ослепительно белоснежную, огромную ризу с прекрасным золотым поясом». В традиционную эллинистическую эру дорический пеплос снова в почете, возможно, в этом сказался общий процесс исторического развития с его повторениями. Но это не прямое возвращение к старенькой одежке, ибо дорический пеплос сейчас украшен вытканными полосами и украшениями, изобилующими различными красками, с геометрическими и фигурными мотивами.


Уже в древние времена цвета имели свое символическое значение; так, к примеру, белоснежный цвет был закреплен за знатью, а темный, пурпурный, зеленый и сероватый — выражал печаль. Зеленоватый, сероватый и карие цвета, как и в средние века, были обыкновенными цветами сельских обитателей. Из упоминаний в греческой литературе мы знаем об узнаваемых уже тогда бессчетных цветовых аспектах: носили, к примеру, платьица зеленоватого цвета «лягушачьего» либо «яблочного» колера, аметистового, гиацинтового, шафранового и т. д. Гомер, к примеру, упоминает о том, что «двойной пурпуровый шерстяной плащ… был одет на Одиссее; на этом плаще была золотая булавка, изготовленная из 2-ух трубочек, и впереди плащ был богато украшен… Позже увидел я на теле его блестящую нижнюю одежду». В древнее время этот верхний шикарный плащ, который обычно носился поверх хитона, именовался фарос, более умеренный именовался хлаина. Фарос носила знать. Он был из дорогого египетского полотна, реального прекрасного пурпурного цвета. Позже он несколько удлинился. Этот более длиннющий плащ с огромным количеством складок именовался гиматион. Старые мужчины прикрывали им шейку и руки. Юные люди носили более маленький гиматион, нередко переброшенный только через одно плечо. Дамы в непогодицу прикрывали им головы. В традиционный период в качестве нового вида одежки, родом из Фессалии, появился плащ, именуемый хламис, который употреблялся для верховой езды и путешествий. При нехороший погоде и для защиты от солнца в дополнение к нему носили шапку, именуемую петасос либо пилос. Во время спортивных игр мужчины придерживали волосы лентами либо повязками, а с V века до н. э. стали носить, по большей части, недлинные волосы. И только во времена Александра Македонского мужчины стали отращивать бородки. В древней Греции появились главные типы причесок, которые позже неоднократно повторялись. Сначало свободно завитые, ниспадающие на плечи волосы, начали укладывать в сложные узлы и косы, положенные вокруг головы и закрепленные лентами, венками и гребнями. Самыми прекрасными числились светлые волосы, потому расцветка волос не была кое-чем необыкновенным. Аристократки имели в собственном гардеробе прекрасно увенчанные ручные зеркала, веера, зонты от солнца из полотна, а позже из шелка, пояса из драгоценных металлов, булавки из золота и слоновой кости, колье, браслеты и перстни. Различные виды украшений свидетельствуют не только лишь об утонченном вкусе, да и технической зрелости той эры.


 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.