Батик — картины на ткани

Батик - картины на ткани
Батик — техника росписи ткани (так
же именуют и сам расписанный материал). Но у этой техники есть изюминка: работа
начинается не с расцветки нужных частей полотна. Напротив, необходимо ограничить
«чистые», не окутанные краской элементы (процесс именуется резервированием).
Конкретно по методу резервирования и различают виды батика:

а) узелковый — самый старый вид батика, его родиной считается Индия,
соответственно и его наименования: лахерия, бандхни, тритик, планки.
Технологический процесс довольно прост: приготовленную ткань перевивают
жгутом и плотно обкручивают те места, где должны быть полосы, а потом опускают в
краску. После развязывания места свивки остаются непрокрашенными. Картина зависит
от узлов;

б) жаркий — отличается тем, что в работе употребляется нагретый
парафин (воск), который наносят на ткань особыми инструментами либо кистью;

в) прохладный — поначалу наносится основной контур рисунка особым
составом из резинового клея либо бензина, раскрашивая набросок различными красками,
получают орнаменты и картины. Для сотворения фактуры употребляются разные
солевые эффекты. Этот вид батика очень комфортен в быту — его можно стирать хоть каким
моющим средством, даже хлорным отбеливателем, сможете утюжить, носить изделие под
палящим солнцем и т.д.

Необычное искусство батика понятно
населению земли уже много 1000-летий. Есть факты и исследования, подтверждающие,
что издревле батик
использовали в Шумере, Перу, Стране восходящего солнца, Шри-Ланке. Древние эталоны тканей, сделанные в технике батик, найдены
археологами в Западной и Центральной Африке, в Египте, на всём протяжении
Близкого Востока и Средней Азии. В Иране, в Индии, в Китае, Стране восходящего солнца, Индонезии, на
островах Океании найдены не только лишь эталоны старого искусства, да и подробные
«описания» в картинах. Обитатели
африканских государств Нигерии и Сенегала употребляют технику батик вот уже в протяжении
полутора тыщ лет. Заместо воска для нанесения узора на ткань они использовали
пасту из муки, маниоки, риса и квасцов (сульфат железа), сваренных совместно.

Но все таки большая часть исследователей
сходятся в том, что «страной батика» является полуостров Ява, тут техника
развивалась много сотен лет и достигнула большего
развития по собственной трудности и художественно-эстетической ценности. На
Яве трепетно сберегают древние традиции, там до сего времени сохранилась древная форма резервирования, которой
пользуются при разработке особенной церемониальной ткани. Резервом тут служит
специально приготовленная рисовая паста, которую наносят при помощи буковой палочки.
Ткань берут только ручного прядения, краска приготовляется из корня местного растения. Окрашивание по такому методу -
очень долгий и трудозатратный процесс. После удаления пасты остаются обыкновенные, в
основном геометрические, пореже — фигурные изображения.

Расцвет индонезийского батика — XVII ст. В то время одежки, расписанные в стиле
батик, были типичным эмблемой иерархических различий в Индонезии. Узор,
цветовая палитра определяли соц статус человека, его положение в обществе.
Разработкой рисунков, нанесением их на ткань и первым вощением занимались
только великодушные высокопоставленные дамы во дворце правителя. А трудозатратные
заключительные этапы делали ремесленники под пристальным наблюдением
надсмотрщиков. Секреты производства батика передавались из поколения в
поколения в течение долгого времени и не покидали стенок дворца султана.

В XVII веке Индонезия стала голландской
колонией, тогда же батик начал свое победоносное шествие по Европе.

В 1900 году на Парижской Интернациональной выставке в первый раз были
продемонстрированы широкой публике работы в стиле батик. В 80-90 годы XX века
батик шагнул в дизайн. На данный момент в этой технике производятся панно, декоративные
ткани, шторы, ширмы, постельные принадлежности, платки, галстуки, шарфы и
почти все другое.

Наталия Руденко

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.