Узоры — история и современность

Узоры - история и современностьЧто отличает кружево от 10-ов других материалов? В чем его уникальность и привлекательность? Может быть, секрет непреходящей популярности узоры в его кажущемся несовершенстве — ведь кружево наполовину состоит из дыр! Следует увидеть, что мелкие просветы и дыры, которые образуются при плетении узоров, не просто позже вырезаются. 

Вначале кружево использовалось только для декоративной отделки одежки богачей и знати, потом равномерно вытеснило вышивку, так как позволяло просто модифицировать платьица в согласовании с последними модными тенденциями.

В отличие от вышивки, кружево можно спороть с платьица и поменять его или другим, более модным кружевом, или другой декоративной отделкой. По мере того, как росла популярность узоров, увеличивалось количество стилей и техник его плетения, большая часть из которых появилось в провинциях Бельгии. Непременно, Бельгию без преувеличения можно именовать «родиной кружева». А самые прекрасные узоры в Бельгии делали в древнем городке Брюгге, расположенном в западной части страны.

Во фламандских провинциях Бельгии всераспространены две главные техники кружевоплетения. Шитое иголкой кружево (одна из техник) до сего времени делается в Аалсте, Бельгия. Это кружево именуют «брюссельским», потому что продается оно в главном в Брюсселе. Кружево второго типа, бобинное кружево, создают в Брюгге (т.н. «брюггское кружево»). Создание брюггского узоры обходится очень недешево, потому брюггское кружево больше не делают в коммерческих целях, а вяжут лишь на заказ.

Со временем Брюгге и узоры стали фактически синонимами. Начиная с XVI века, плетение узоры на коклюшках (точеных палочках, утолщенных с 1-го конца, а с другого имеющих шею с пуговкой для намотки нитей) входило в стандартную программку обучения в почти всех личных школах для девченок и сиротских приютах Бельгии. Сначала XVIII века три монахини из Антверпена основали в Брюгге школу кружевоплетения, где девченки могли научиться искусству плетения узоров и при всем этом получить религиозное образование. Брюггское кружево отличается цветочными узорами, для его плетения употребляется как узкая, так и толстая нить. Для плетения самого узкого брюггского узоры необходимо от 300 до 700 коклюшек.

Истинное кружево ручного плетения всегда было не просто пользующимся популярностью у знати и буржуазии, да и модным, роскошным, а изготовляли его, очевидно, бедняки. Отсутствие в Бельгии налаженной индустрии, безработица и бедность заставляли дам и малышей заниматься очень сложным, тщательным и трудозатратным ремеслом — плетением узоров, которые нередко они обязаны были продавать за копейки. Но с течением времени, когда было налажено машинное создание кружево (машина плетет кружево в тыщу раз резвее даже самой качественной и проворной кружевницы), ручное кружевоплетение перевоплотился в хобби.

Официальным началом производства узоры в Бельгии принято считать 1717 год. В это тяжелое для страны время бедности и лишений епископ Брюгге Van Susteran решил, что кружевоплетение может приносить маленький доход самым нуждающимся семьям. Миссия обучения бедняков этому узкому искусству была возложена на Собрание Апостольских Сестер. Сестры совладали со собственной задачей так удачно, что школа кружевоплетения скоро получила большее помещение. Даже когда Иосиф II в 1783закрыл 13 монастырей и молитвенных домов, Апостольские Сестры получили разрешение продолжать свою образовательную деятельность. К 1860 году количество учеников превысило 400, а школа прославилась своими узорами с уникальным методом соединения частей узора, т.н. Binche (по наименованию городка в Бельгии) либо Point de Fee.

До сего времени историки затрудняются точно найти место и время возникновения узоры. Хотя ажурные ткани с соответствующим орнаментом были найдены в древнеегипетских захоронениях, настоящее кружево появилось исключительно в период Возрождения и, невзирая на то, что некие простые техники кружевоплетения появились на Ближнем Востоке, искусство сотворения узоров зародилось и развивалось в Европе. Большая часть историков согласится, что родиной бобинного узоры (узоры на коклУзоры - история и современностьюшках) можно по праву считать Фландрию.

Аристократы всей Европы предпочитали позировать живописцам в костюмчиках, богато увенчанных итальянскими, фламандскими либо французскими узорами, которые воспользовались еще огромным фуррором, чем кружево местного плетения. Хотя создание узоров было налажено в большинстве просвещенных европейских государств, конкретно Италия, Франция и Фландрия подняли ремесло кружевоплетения до уровня высочайшего искусства. Многие кружевницы в маленьких городах и селах, также работницы мануфактур по производству узоров — в особенности русских, английских, испанских и скандинавских — повторяли их узоры и подражали их технике. В то же время, в Испании, Дании, Англии и Русской империи также развивались собственные уникальные традиции кружевоплетения, которые отличались от традиционных как техникой выполнения, так и узором. В неких областях время от времени появлялись центры производства в особенности качественного и узкого узоры, но они существовали недолго, и общий уровень кружевоплетения оставался средним.

Невзирая на растущую конкурентнсть со стороны машин, ручное кружевоплетение процветало прямо до начала I Мировой войны (1914). Некое время центром производства шитых узоров и узоров на коклюшках был Китай, откуда священную мануфактуру экспортировали в Европу и США. Но к 1920 ремесло кружевоплетения пришло в упадок уже всюду. Во 2-ой половине XX века кружево продолжали создавать в Брюгге, но в главном как роскошный сувенир, а не как настоящий материал.

Для плетения бобинного узоры берут огромное количество нитей, каждую из которых наматывают на отдельную коклюшку либо бобину. Узор, который лучше выплести, рисуется на гладкой толстой бумаге либо на пергаменте и протыкается в тех местах, где следует вкалывать булавки, на которых задерживается и скрепляется нить. Эти картинки именуются сколками и могут служить для сотворения нескончаемого числа узоров. Не считая этого для мастерицы еще требуется подушка, на которую накалываются сколки; подушки бывают плоские, круглые, мелкие и огромные, глядя по роду выплетаемого узоры. К примеру, в Бельгии время от времени употребляют очень мелкие и плоские, быстрее пяльца, чем подушки для отдельных цветов, вшиваемых позже на тюль, в Барселоне подушки очень длинноватые, а в Байе (Bayeux) они очень широки и используются для производства узкого узоры, требующего время от времени до 600 коклюшек. Нити фиксируются сначала узора, хотя в процессе плетения нити можно добавлять либо убирать. Для сотворения хоть какой петли требуется как минимум две пары коклюшек, т.е. четыре нити. После того, как петли изготовлены, они удерживаются на месте булавками, прокалывающими сколок и прикрепляющими его к подушке. Мотивы узора, которые можно выделить при помощи толстой нити, обычно производятся полотняным либо ползаплетным плетением, но время от времени употребляются и поболее сложные техники. После окончания плетения, кружево снимают с подушки и вынимают шпильки (булавки).

К 30-м гг. XX века кружево успело выйти из моды — и при всем этом рынок был наводнен дешевеньким машинным кружевом, нередко импортированным из других государств. В 1958 году в последний раз открыл свои двери Институт мастеров кружевоплетения в Брюгге, основанный еще в 1911. Но обитатели Брюгге не могли смириться с необходимостью оборвать вековые традиции плетения узоров, предмета гордости Фландрии. Состоялись встречи представителей местной власти и городского совета городка Брюгге с мастерами кружевоплетения. Результатом этих встреч стало создание в 1972 году Центра Узоров (Lace Centre). В 1970-х возвратился энтузиазм к узорам и мода на обычное рукоделие. Многие дамы отыскали заброшенные коклюшки и вспомнили полузабытые способности. Сейчас кружевоплетение с каждым деньком становится все более и боле престижным делом. Кружевницы больше не ограничиваются обычным копированием узнаваемых орнаментов и мотивов — они предпочитают создавать собственные, к тому же, очень сложные и неповторимые.

Искусство плетения узоры, самое тонкое рукоделие в мире, остается, непременно, важной частью евро культурного наследства. В 1997 году в Брюгге, признанном европейском центре кружевоплетения, прошла выставка узоров. Сейчас в Бельгии этим видом рукоделия мастерски занимается более тыщи человек, большая часть из которых — дамы в возрасте от пятидесяти до девяноста лет. Стоит удивляться, что туристы изредка покидают Брюгге, не купив на память тонкое кружево, искусно стилизованное под старину.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.